Данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет
Предусмотренную законодательством ответственность. Так, подача уведомления
О пересечении таможенной границы (ст. 139 ТК) не может привести к появлению
Налогового обязательства, поскольку у товарораспределителя сохраняется право
Отозвать такое уведомление (заявление) с вытекающими из этого последствиями
(отказ от таможенного досмотра и вывоз товаров за пределы таможенной территории).
Это право остается у него вплоть до момента принятия таможенной декларации
Должностным лицом таможенного органа.
Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные,
Необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных
Формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар (собственником
Товара, его покупателем, владельцем и т. д.), или таможенным брокером.
Очевидно, что такой порядок получения информации для таможенных целей
Не исключает поступления неверных или неточных сведений, сознательно искажаемых
Декларантом. Однако преимущества использования принципа декларирования в таможенном
Деле "перевешивают" в сравнении с его недостатками.
Использование декларирования выгодно таможенным органам, поскольку позволяет
Ограничиться выборочным контролем за перемещаемыми через таможенную границу
Товарами и транспортными средствами. При отсутствии таможенных деклараций
Должностные лица таможенных органов должны были бы пересчитывать, взвешивать,
Измерять все товары, подлежащие экспортно-импортному налогообложению или подпадающие
Под действие различных административных запретов и ограничений. Это в конечном
Итоге привело бы к значительной задержке товаров на таможне и оказывало бы
Тормозящее, негативное воздействие на развитие внешнеторгового обмена.
Альтернативой таможенному декларированию мог бы служить административный
Способ определения размера таможенных пошлин, качественных и количественных
Характеристик товаров и транспортных средств. При использовании этого способа
Таможенные органы лишаются возможности сравнивать данные, заявленные декларантом,
С результатами досмотра, произведенного должностными лицами таможенного органа,
Что ведет к снижению эффективности таможенного контроля. Кроме того, отсутствие
Таможенной декларации привело бы к значительному росту числа судебных и административных
Разбирательств прежде всего в связи с определением налогооблагаемой базы.
При отсутствии письменной декларации, способной служить доказательством в
Суде, разрешение подобных споров становится крайне затруднительным или вовсе
Невозможным. Поэтому в тех немногих странах, где применялся или продолжает
Применяться административный способ определения размера таможенных платежей,
Законодательство, как правило, лишает лицо, перемещающее товары и транспортные
Средства, права обжаловать решение таможенного органа в судебном порядке.
Форма декларирования (ст. 169)
Форма и порядок декларирования определяются ГТК. Основными формами декларирования
Являются письменная и устная. Законодательство допускает возможность применения
Иных форм декларирования - путем электронной передачи данных, совершения конклюдентных
Действий<63>.
В современной таможенной практике декларирование через совершение конклюдентных
Действий практикуется в международных аэропортах, где организована система
"зеленых коридоров". Пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом
Выбора "зеленого коридора" заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых