Среда транспортных услуг. ч10
Инспекция госпортнадзора и Дипломно-паспортный отдел. Приказом Минтранссвязи от 15 апреля 2004 принято решение о передаче лоцманской службы и СРДС в ведение Государственного предприятия «Дельта-лоцман».
Законом определен статус морского торгового порта как государственного транспортного предприятия, однако на территории порта допускается действие предприятий и организаций всех форм собственности (ст. 73 КТМ). Административные функции, делегируемые государством и выполняемые от его имени, могут осуществляться только государственным предприятием, входящим в систему государственного управления (Минтранссвязи). В то же время хозяйственные функции могут осуществляться предприятиями любой формы собственности. Проект закона Украины «О морских портах Украины» от 6 марта 2003 г. также разделяет предпринимательскую деятельность порта и «специализированные услуги», обеспечивающие безопасность судоходства и вытекающие из международных договоров. Соответственно, предоставление всех других услуг по обслуживанию транспортного процесса возможно предприятиями любых форм собственности.
2. Наличие соответствующей инфраструктуры — признак, прямо
вытекающий из сути понятия морского порта (терминала). Инфраструктура
может включать в себя подъездные пути, причалы, защитные сооружения,
погрузочно-разгрузочные механизмы, складские помещения, системы
навигации, связи и т. д. Создание такого объекта возможно только при
наличии территории (земельного участка) и акватории (водного
пространства). Их предоставление производится в установленном порядке.
Один из вариантов — механизм выделения акватории, использованный в
Севастопольском порту. Чаще речь идет об открытии акватории для захода
иностранных невоенных судов. Еще один механизм — применение норм
Земельного и Водного кодексов.
3. Проектирование и эксплуатация причальных сооружений имеют
особенности, связанные с отнесением причалов к гидротехническим
сооружениям. На гидротехнические сооружения, используемые для
обеспечения безопасности судоходства, независимо от форм собственности и
ведомственной принадлежности распространяется действие Положения «Об
организации и порядке осуществления государственного технического
надзора за судоходными гидротехническими сооружениями и
гидротехническими сооружениями портов, судостроительных и
судоремонтных заводов, которые находятся в эксплуатации» (Приказ
Минтранса от 20 ноября 2003 г.).
4. В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О государственной границе»
от 4 ноября 1991 г. ее пересечение осуществляется посредством путей
сообщения. Морское сообщение через госграницу осуществляется через
территории пунктов пропуска. Пункт пропуска — специально выделенная
Территория в портах с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляется приграничный, таможенный и иные виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества. На вновь созданных негосударственных терминалах оформление грузов и имущества может осуществляться либо через пункт пропуска, который открыт для этих целей в ближайшем морском порту (при этом целесообразно открыть на своей территории отдельный пост пропуска), либо через собственный пункт пропуска через государственную границу Украины.
5. Согласно ст. 6 Закона «О ценах и ценообразовании» от 3 декабря 1990 г. применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Минтранссвязи по согласованию с Минэкономики устанавливает тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины. Приведенные в его Сборнике от 31 октября 1995 г. тарифные ставки и порядок их исчисления применяются всеми субъектами предпринимательства, которые предоставляют услуги в морских портах, на причалах судостроительных и судоремонтных заводов, других портах, причалах (пристанях), независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Создание нового негосударственного терминала или порта — задача, безусловно, сложная, но имеется достаточный набор правовых инструментов и форм для ее выполнения. Общественные отношения в Украине складываются таким образом, что возможность существования и успешного функционирования таких субъектов хозяйствования ни у кого уже не вызывает сомнений.
Читать
ещё статью