Губернатор астраханской области...Губернатор Астраханской области А. Жилкин: Губернатор астраханской области... Губернатор Астраханской области А. Жилкин: "Наш регион обладает уникальным транспортным потенциалом и является частью мировой транспортной системы" (интервью) - Александр Александрович, вряд ли мировой финансовый кризис обошел стороной Астраханскую область. Удалось ли руководству региона минимизировать риски, связанные с ним?- Безусловно, кризис коснулся Астраханской области, поскольку мы находимся в общемировом экономическом пространстве. Пришлось принимать оперативные меры, разрабатывать и реализовывать программу по преодолению кризиса. Все это было сделано своевременно, что позволило нам перейти на так называемый "ручной режим управления экономикой". Это означает тщательный мониторинг ситуации, быстрое реагирование на чрезвычайные события и жесткая "обратная связь", которая определяет эффективность принимаемых решений. Это в оперативном плане. В долгосрочной перспективе у нас была и есть стратегия регионального развития, которой мы следуем с 2006 года. В ней определены десять основных приоритетов. В результате добились неплохих результатов, главным из которых считаю диверсификацию экономики, что позволило нам относительно "мягко" войти в кризис. Естественно, кризис вносит свои коррективы, соответственно, при пролонгации нашей стратегии до 2020 года в нее были внесены соответствующие дополнения. В частности, усилена роль применения инновационных технологий.- В настоящее время в регионе ведется активная работа по созданию транспортного кластера. В чем суть данного проекта?- Через астраханский регион проходят два ключевых Евроазиатских трансмодальных транспортных коридора "Север-Юг" и "Запад-Восток". Они связывают Европу со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, государствами, расположенными на берегах Индийского океана. Складываются объективные предпосылки к превращению Каспийского моря и прибрежных территорий в важный транзитный центр товарообмена, через который Иран, Узбекистан, Западный Китай, Афганистан, Казахстан и другие азиатские страны торговали и будут торговать с Европой. Одновременное использование внутренних водных путей России позволит организовать международное судоходство между Каспием, Черным и Балтийским морями. Международные и внутрироссийские перевозки осуществляются через Астраханский транспортный узел, включающий предприятия водного, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. В регионе работают 19 стивидорных организаций. Из их числа 15 оперируют генеральными грузами и контейнерами, одна - перевалкой серы, и три терминала предназначены для перевалки нефти и нефтепродуктов. Водные транзитные перевозки обеспечиваются двумя портами - "Астрахань" и "Оля".Создаваемый в области транспортный кластер, включающий в себя порты, дороги, аэропорт и пр., ориентирован на коридоры "Север-Юг" и "Запад-Восток". Ведется постоянная работа по привлечению грузов. И в нас уже верят, нас включают в долгосрочные планы. Кризис может нанести определенный урон - важно его минимизировать и использовать в конкурентной борьбе, демонстрируя наши реальные преимущества.- Александр Александрович, как сегодня, в условиях опять-таки все того же мирового финансового кризиса, работают астраханские портовые предприятия? Есть ли у них интересные выгодные для региона проекты?- Порты развиваются, поскольку мы уверены в их посткризисной востребованности. Морской порт "Астрахань" традиционно обслуживает внешнеторговые грузопотоки России, он расположен в пределах городской черты, открыт для международного судоходства и включает в себя 16 портовых терминалов и пассажирские причалы. Большинство грузовых терминалов имеют внутрипортовые железнодорожные линии. В настоящее время там идет реконструкция и строительство терминалов. Согласно инвестпроектам, проводятся модернизация портового хозяйства, капитальный ремонт техники, оборудования, железнодорожных путей, ведется реконструкция причальных сооружений, увеличивается грузоподъемность портальных кранов. В Астраханской области есть еще одно крупное портовое предприятие - "Армада". В 2008 году было завершено строительство первой очереди порта, длина причальной стенки увеличилась вдвое - до 350 метров. В 2009 году установлены 4 портальных и 2 козловых крана различной грузоподъемности. В результате перерабатывающая способность порта увеличилась в 2 раза и достигла 1 млн тонн грузов в год. Общий объем инвестиций составил более 800 млн рублей. ОАО "Астраханский порт" осуществляет реконструкцию контейнерного терминала. Реализация проекта позволит ввести 215 погонных метров причальной стенки, что даст возможность увеличить складские площади в порту в 2 раза. Общий объем инвестиций - 101 млн рублей. Морской торговый порт "Оля" расположен в 100 км южнее Астрахани на 67 км Волго-Каспийского канала в районе одноименного села и является универсальным. Там есть возможность перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов. Сегодня действуют автопаромные линии в порты Энзели (Иран) и Туркменбаши (Туркменистан).Развитие этого порта осуществляется по схеме государственно-частного партнерства в соответствии с программой, рассчитанной до 2011 года и утвержденной федеральным агентством морского и речного транспорта. На развитие объектов федеральной собственности первого грузового района предусмотрено около 2,5 млрд рублей, в том числе в 2009 году - 429 млн рублей. Суммарный объем частных инвестиций составит свыше 1,8 млрд рублей. В настоящее время в порту в круглосуточном режиме работают три причала общей мощностью по грузоперевалке около 1 млн тонн. Достроен четвертый причал, начато строительство пятого. Разработан проект контейнерных терминалов N 8 и 9, в ближайшее время будут начаты строительные работы. С завершением строительства первого грузового района в 2010 году перерабатывающая мощность порта составит 4 млн тонн грузов в год. Дальнейшая программа развития порта Оля предусматривает строительство второго грузового района - портовых сооружений для приема и обработки контейнерных и генеральных грузов открытого и закрытого хранения, зерногрузов, лесных грузов, навалочных и наливных грузов, сжиженных газов. Так что астраханские порты работают и развиваются. Портфель проектов у них полон и достаточно солиден.- Как известно, судостроение в Астраханской области представлено 20 крупными и средними предприятиями. Это, можно сказать, основа астраханской экономики. Какова сегодня ситуация в отрасли?- В течение последних четырех лет в региональной судостроительной отрасли прошло переоборудование предприятий. О полной модернизации, конечно, пока говорить не приходится. Тем не менее, реальностью стало повышение конкурентоспособности астраханских верфей. Это обеспечивает высокий уровень занятости (более 9 тыс. человек), значительные объемы производства, которые составили в 2008 году около 14 млрд рублей. Средняя заработная плата работников крупных предприятий судостроительной отрасли Астраханской области в первом квартале 2009 года составила около 17,5 тыс. рублей. Следует подчеркнуть, что на протяжении многих лет судостроители Астраханской области работают с зарубежными компаниями, которые предъявляют самые высокие требования к качеству работ. Например, в прошлом году на астраханских верфях построены опорно-подъемное устройство подводного ремонта сетей для ООО "Питер Газ", баржи различных проектов для компании "Казахстан BUE", трубные стеллажи для транспортировки углеводородного сырья для компании "Розетти Морино" (Италия), корпусы сухогрузов проекта 182-РТ "Азолла" для Голландии и корпусы танкеров проекта РТ-34 для Швеции. Главными партнерами и заказчиками судостроителей Астраханской области сегодня являются компании, которые занимаются разведкой, добычей и переработкой углеводородного сырья. Это "Газпром" и НК "ЛУКОЙЛ". Благодаря сотрудничеству с последней, наши судостроительные предприятия за 3 года увеличили выпуск продукции более чем втрое. Теперь предстоит выстоять в кризисе, который усилил и без того непростую борьбу за заказы.- Какие меры предпринимает руководство Астраханской области для поддержки и развития региональной судостроительной отрасли?- 10 апреля 2009 года региональное правительство и ассоциация судостроителей области заключили соглашение о сотрудничестве с ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". В его рамках в настоящее время министерство промышленности и природных ресурсов области активно реформирует отрасль. В частности, готовит создание в Астраханской области южного центра судостроения. Реализация этого проекта откроет астраханским судостроителям доступ к государственному заказу, что будет способствовать стабилизации производственной деятельности в кризисный период. Кроме того, мы рассчитываем на оффшорные проекты, связанные с освоением богатейших углеводородных запасов Каспия. В случае положительного решения всех этих вопросов астраханская судостроительная отрасль будет обеспечена заказами на несколько лет вперед, и, как следствие, решится проблема занятости нескольких тысяч человек.- Какие крупные проекты реализуются сейчас в судостроительной отрасли?- Наиболее значимым проектом сегодня является строительство центральной буровой и технологической платформы ЛСП-1 для месторождения им. Ю. Корчагина по заказу НК "ЛУКОЙЛ", где начало добычи запланировано на 2009 год. Производимая нашими судостроителями продукция соответствует всем международным сертификатам. Мы активно сотрудничаем с "Объединенной судостроительной корпорацией", с компанией "Совкомфлот".- Какие еще отрасли, кроме судостроения, являются важными для региона? Как они чувствуют себя в нынешних экономических условиях?- Я бы назвал стройиндустрию, мощности которой за последние годы фактически удвоены. В области построены пять предприятий, использующих новые технологии в производстве стройматериалов, в том числе съемную опалубку и теплый пол. Сложно чувствуют себя предприятия: частные инвестиции сокращаются, но мы ищем пути преодоления кризиса за счет реализации программы ликвидации ветхого и аварийного жилья, которая поддерживается государством. Так, в первом квартале текущего года в регионе введено в эксплуатацию 111,8 тыс. кв. м жилья, что на 94% больше показателя за аналогичный период прошлого года. По темпам роста Астраханская область занимает третье место среди субъектов ЮФО и седьмое место по России.- Каким прогнозируется бюджет по итогам 2009 года?- В 2004 году, когда я возглавил область, бюджет региона составлял 5 млрд рублей, минувший год мы завершили с бюджетом в 35 млрд рублей, сбор налоговых поступлений за этот период также вырос в 3,5-4 раза. В этом году, по оптимистичному прогнозу, мы выйдем на бюджет в 29 млрд рублей. Пока его исполнение на 100% идет в рамках сделанного прогноза. К сожалению, мы теряем порядка 6 млрд рублей, но сегодня это уже другой порядок цифр, другие возможности региона. Интерфакс 20 июля 2009 г. |