Будущее латвийского транзита: нескандинавский...
Будущее латвийского транзита: нескандинавский вектор Как привлечь грузопоток в условиях жесткой конкуренции на Балтике и падающего потребительского спроса? В Латвии проверяют следующие варианты: льготные условия таможенного оформления, создание системы логистических терминалов и… сотрудничество с вооруженными силами США.
Будущее латвийского транзита: нескандинавский...
Будущее латвийского транзита: нескандинавский вектор Как привлечь грузопоток в условиях жесткой конкуренции на Балтике и падающего потребительского спроса? В Латвии проверяют следующие варианты: льготные условия таможенного оформления, создание системы логистических терминалов и… сотрудничество с вооруженными силами США. Контракт с ними на поставку контейнерных грузов невоенного назначения в составе поезда «Балтика-Транзит» в Афганистан, которая осуществляется через территорию Латвии, – явление в своем роде уникальное: с началом кризиса морские перевозчики радикально снизили цены на доставку контейнеров, что, по единогласному мнению специалистов сделало, неконкурентоспособными проекты транзитных контейнерных поездов. И в этой ситуации армейские силы Соединенных Штатов начинают перевозки подобным наземным путем, чуть ранее снизив объем поставок, осуществляемых по контракту с морским перевозчиком APL, занимающимся комплексной доставкой грузов. Как сообщили ИА «РЖД-Партнер. Ру» в департаменте по транзитной политике Министерства транспорта Латвии, в перспективе планируется формировать ежедневные отправки по 100 TEU. И Латвия не собирается останавливаться на достигнутом. На сегодняшний день есть ряд начинаний, которые в случае их реализации, возможно, позволят стране значительно расширить контейнерный экспорт. Так, в Министерстве транспорта республики предполагают расширить спектр услуг за счет развития системы комплексных логистических решений. В стране разработана концепция создания сети логистических центров, предназначенных для обслуживания в том числе и транзитных грузов (в сотрудничестве с немецкой фирмой Schenker). Также, по словам Андриса Малдупса (Andris Maldups), директора департамента по транзитной политике Министерства транспорта Республики Латвии, ведомство активно лоббирует введение налоговых льгот при таможенном оформлении. Речь идет о том, чтобы не взимать НДС с грузоотправителя при растаможивании транзитного груза на территории страны. Третий фактор, который в случае реализации добавит штрихов привлекательности транспортной системе Латвии, – это то, что в ООО «ЛДз Карго», дочернем предприятии Латвийской железной дороги, планируется расширение спектра услуг находящегося в ее подразделении ООО «ЛДз Карго Логистика». Помимо железнодорожного транспорта компания будет также осуществлять автомобильные перевозки и оперировать логистическими терминалами, то есть осуществлять интермодальные перевозки «от двери до двери».По словам А. Малдупса, а также Гунтиса Мачса, председателя правления «ЛДз Карго», это позволит создать удобную систему обслуживания грузов, предназначенныхв том числе и для российского рынка: современные терминалы вкупе со льготным таможенным оформлением позволят сделать Латвию своеобразной «большой зоной таможенного хранения». В России на подобные перспективы смотрят достаточно скептически, справедливо утверждая, что необходимо развивать собственную систему переработки контейнеризированных грузов, поступающих на внутренний рынок. Однако необходимо учитывать, что система таможенной очистки в нашей стране в ближайшее время не упростится, а наоборот, усложнится, с учетом планируемых в ФТС реформ. Что же касается инфраструктуры, предназначенной для обработки импортных контейнеров, то о сложностях вывоза «ящиков» из Большого порта Санкт-Петербург говорилось уже достаточно давно, в какой-то степени, по словам участников российского рынка, ситуацию может спасти введение контейнерного терминала в Усть-Луге. Более серьезным конкурентом прибалтийским странам, в частности Латвии, является финская транспортная система – собственно, через Финляндию в Россию и поступала львиная доля импорта. Возможно, именно поэтому в Латвии планируют использовать географическое преимущество и развивать транзитные перевозки в Белоруссию, страны средней Азии и Казахстан (61,9% грузов, перевозимых поездом «Балтика-Транзит», доставляется именно в Казахстан), откуда следует выход на западные регионы КНР. Именно эти направления, по мнению А. Малдупса, становятся стратегическими. РЖД-Партнер 11 июня 2009 г.