Стороны, законодатель предусматривает, что освобождение от определенных форм
Таможенного контроля устанавливается исключительно ТК (ч. 1 ст. 188), а с
Другой - предоставляет председателю ГТК и лицу, его замещающему, право освобождать
Отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм
Таможенного контроля в случаях, когда это отвечает "жизненно важным интересам
Российской Федерации" (ч. 5 ст. 188).
Кроме того, законодатель использует формулировку "освобождение от определенных
Форм таможенного контроля", в то время как в рассматриваемой статье речь идет
Об освобождении только от одной формы контроля - таможенного досмотра.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 таможенному досмотру не подлежит личный
Багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи.
Часть 3 ст. 188 устанавливает, что личный багаж депутатов Федерального
Собрания и членов российского Правительства освобождается от таможенного досмотра,
Если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих
Депутатских или служебных обязанностей.
От таможенного досмотра освобождаются иностранные военные корабли (суда),
Боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим
Ходом. Практика распространяет эту норму и на боевые вертолеты<81>.
Председатель ГТК и лицо, его замещающее, компетентны издавать лишь подзаконные
Нормативные акты по таможенным вопросам (см. ст. 11 ТК, Положение о ГТК)<82>,
Которые никак не могут выступать в качестве дополнений к ТК, поскольку последний,
Будучи федеральным законом (п."в" ст. 106 Конституции РФ), может быть изменен
Или дополнен лишь равным ему по силе правовым актом (то есть законом, принятым
Федеральным Собранием) или конституционно-правовыми нормами.
И наконец, законодатель не определяет, какие именно случаи "отвечают
Жизненно важным интересам Российской Федерации". Очевидно, этот вопрос должен
Решаться названными должностными лицами по собственному усмотрению, что вступает
В противоречие с положением, закрепленным в части 1 комментируемой статьи.
Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии
С международными договорами РФ осуществляется после ратификации этих договоров.
Порядок ратификации международных договоров определен в Федеральном законе
"О международных договорах Российской Федерации"<83>.
Следует также обратить внимание на то, что в некоторых международных
Договорах вопрос об освобождении от отдельных форм таможенного контроля чаще
Всего таможенного досмотра) урегулирован нечетко, подчас двусмысленно. Приведем